Народные художественные промыслы


На конкурс принимается фото, видео материал на любой НХП

(это могут быть подносы, шкатулки, изделия из кожи, предметы для быта и т.д. на ваше усмотрение )


Виды НХП:


Хохломская роспись (Хохлома) — это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области.


Гжельская керамика — промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины. Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».


Городецкая роспись и резьба по дереву — уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.


Художественная обработка металла — с давних времен славился Нижегородский край традициями металлообработки. Одним из центров кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово, расположенный на берегу реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц.


Резьба по камню — история камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.


Гончарный промысел — гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.


Кожевенный промысел — начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам. Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Изготавливали кожи, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.


Художественная вышивка — на протяжении столетий вышивка на Руси была важной частью декора одежды и интерьера. Девочек учили вышивать с детства, это должны были уметь все, от крепостной крестьянки до царских дочерей. Вышитые вещи были неотъемлемой частью приданого, которое начинали готовить с детства.


Стеклодувное производство — стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов.


Городецкая золотая вышивка — городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. Сверкающий узор украшал женщин праздничный костюм, который являлся гордостью семьи, его бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери как надежный, никогда не обесценивающийся капитал.


Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного промысла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета.


Другие всероссийские конкурсы